«Иногда выезжаю на окраину города, чтобы создать рисунок на стене здания»: интервью со стрит-арт-художником Андреем Птицыным

21

Андрей Птицын – художник, создающий уют на улицах Петрозаводска за счет своих стрит-арт работ и разработки дизайнов для заведений города. Андрей расписывал кафе-бар «Пещера», будку с чайкой на Набережной, морошку для магазина сувениров на Ленина и другое.


6

— Андрей, расскажи, с чего началось увлечение граффити?

Я стал рисовать уже в детском саду. Позже, классе в 7, попал в детскую художественную школу, где нашел друга со схожим увлечением граффити. Первый раз порисовать мы выбрались в 15 лет, в марте. Для этого пришлось скопить денег на десяток баллончиков с автомобильной краской. В итоге, одежда была испачкана, а пальцы отморожены. Однако, с тех пор я не бросаю это увлечение.

— Ты рисуешь только для себя?

— Нет, иногда в выходной выезжаю на окраину города, чтобы создать рисунок на стене здания или другой поверхности на улице. Правда, вживую его увидят только местные собаки! (смеется) Есть и коммерческие заказы на роспись интерьеров и экстерьеров. А еще  удаётся поучаствовать в фестивалях уличного искусства и граффити джемах.стрит.

7

-Расскажи про коммерческую роспись.

— Когда возник спрос на художественное оформление помещений, я самостоятельно занялся выполнением таких заказов на коммерческой основе. Потом, в 2014 году в Петрозаводск приехал художник Андрей Кожевников. Вместе с ним мы сформировали наш коллектив «2А», в котором объединили наши способности и знания. Теперь Андрей живет и работает в Петербурге, поэтому заказы мы выполняем по-отдельности.

— Что и когда вы создавали в последний раз вместе?

— В начале 2015 года Андрей и я провели месяц в Мурманске, расписывая детский парк аттракционов в местном торговом центре.

Поучаствовав в росписи Game Station  в ТЦ Тетрис за год до поездки в Заполярье, я, наверное, показал себя с положительной стороны перед учредитель парка. Думаю поэтому, нас пригласили поработать над новым проектом Мурманске. Площадь предоставленной площадки была 400кв метров. Это, пожалуй, наш самый крупный совместный заказ.

1

— Как проходит работа над коммерческими рисунками?

— Люди просят перенести конкретный рисунок на стенку либо задают тему, в которой разрабатывается эскиз. Первый вариант менее трудоемкий, потому что создать эскиз вовсе нелегко.  Люблю делать оригинальные работы, предпочту потратить время на создание индивидуальных эскизов. Мне больше нравится, когда заказчики звонят не с конкретной картинкой, и точными деталями, а когда дают относительную свободу.

Так было в последнем проекте — в «Культуре», где я оформил три объекта. Первый -щиты при входе, где изображена композиция из коктейльных трубочек, символизирующих ночной клубный отдых. Второй — баннер на торце здания с изображением Венеры Милосской в современном цветовом решении. И третий — стенка в кальянной на 2 этаже. Она теперь заселена животными в густом паттерном массиве.

5

Вернёмся к уличному рисованию. Как граффити воспринимается общественностью?

— Нельзя путать понятия «граффити» и «стрит арт». Если автор рисует шрифт, содержащий псевдоним художника или название его команды, это называется «граффити». Такое субкультурное явление создается для внутренней аудитории, поэтому часто остается непонятым обывателями, вызывает негативную реакцию.

«Стрит арт» – рисунки на улице, несущие в себе смысл или иллюстрацию. Он принимается зрителем гораздо спокойнее, потому что выглядит  понятнее  для прохожего.

— Делая рисунки на улице, художники могут иметь неприятности с полицией?

— Есть вероятность столкнуться с ней и уехать в отделение или просто получить штраф. Однако, полицейские стали адекватнее относятся к уличному рисованию. Теперь они видят взрослых художников с массой инструментов за работой, а не тинейджеров, убегающих с «места преступления», поэтому могут пойти навстречу: не создавать проблем после диалога.

— А у тебя были такие ситуации?

— За 16 лет раза три. Были случаи, когда часами приходилось сидеть в отделении полиции, а позже платить административный штраф за рисование на обратной стене гаражного кооператива. Никакие объяснения и логические рассуждения не работали с теми твердолобыми ребятами в форме.

— Ты упомянул о фестивалях, в которых участвуешь. Расскажи как это происходит.

— В прошлом году мне предложили стать участником норвежского фестиваля «Arctic street summit». Отправив портфолио, по совету друга, я прошёл отбор участников. Десять дней мы с коллегой из Мурманска провели в норвежском городе Харстад, где рисовали в составе группы художников.

2

— Что ты там нарисовал?

— На оргалитах  (прим. автора: древесно-волокнистая плита) я нарисовал смятую банку Кока-колы. Этим я хотел призвать к утилизации мусора. Получился большой холст, который использовался на выставке современного искусства в Харстаде этой зимой.

Еще с норвежским другом мы рисовали Саамов на торце здания в поддержку этой малочисленной северной народности, притесняемой в правах.

Принимаешь ли ты участие в выставках?

— Пока я не активен в плане создания собственных холстов, чтобы участвовать в выставках. Но в конце апреля некоторые мои работы на картоне формата А4 и А5 будут представлены в Петрозаводске на «Первой ласточке».

3

— В нашем городе немало твоих работ. Назови некоторые любимые.

— Мои любимые работы — ноги и руки. Первая нарисована за городом  в течение 2 дней, во время отдыха осенью. Эта работа создана без первоначальной идеи и сюжета. В ней мне нравится цветовая гамма и размер рисунка. А кисти рук выполнены во время ежегодного граффити джема «Полоса отвода». Руки расположились на территории Онежского тракторного завода, там, где  сносились заводские цеха для строительства жилых комплексов. На торце одного из устоявших зданий, я изобразил две руки со скрещёнными пальцам, которые символизируют надежду, что не все постройки на территории завода будут разрушены. Теперь этому месту ничто не угрожает, оно наполнилось жизнью, потому что помещения арендуют творческие люди.

4

— Что такое «Полоса отвода»?

— Фестиваль, который с 2010 года организует Центр Молодежи, которому я помогаю. В мои обязанности входит поиск художников, взаимодействие с ним, помощь, заказ краски. Центр молодежи находит спонсоров , оплачивает материалы, билеты участников, жилье, питание. Фестиваль обычно длится 2-4 дня.

— Делаешь ли ты маркетинговую упаковку для своего творчества?

— Верю, что это важно для развития культуры уличного рисования. У меня есть ролики с «Полосы отвода», видео, снятые во время моего собственного творчества. Помимо этого запущен сайт с коммерческими рисунками newalls.ru , который я скоро наполню своими работами.

— Откуда ты черпаешь вдохновение?

— Иногда сюжеты рождаются в голове задолго до их реализации на улице, а порой само место подсказывает ту или иную форму или абстрактную композицию. Иногда это бывает чисто интуитивная импровизация.

— Скажи, как это — ходить по городу и видеть свои рисунки?

— Я считаю, что наличие качественного граффити и стрит-арта в городе – признак развитости населенного пункта. Так создаётся живая атмосфера творчества, которая меня очень вдохновляет. Так что ходить и видеть свои рисунки, как впрочем и чужие, круто.

— Назови топ-5 художников граффити, чьё творчество тебе нравится?

— Первые кто приходят в голову : русские художники Анатолий Akue и Марат Morik, а из зарубежных : Aryz, Zoer и Roid.

Есть ли какие то отличия в творческом плане между людьми из нашей страны и Европой?

— Европа, конечно, далеко впереди. Граффити там появилось на 10-15 лет раньше, чем в России. Да и перспектив у художников гораздо больше: начиная с государственной поддержки художественных инициатив , заканчивая положительным отношением социума к творчеству.

Благодаря непростой экономической ситуации в нашей стране, суровым климатическим условиям, развитие уличного искусства приторможено. Не смотря на препятствия, представители России выходят на мировую сцену граффити и современного искусства. Приехав в любой город мира, не сложно  найти через соцсети местного художника, с кем провести время, пообщаться и порисовать. Я, приезжая в другую страну, не упускаю такой шанс.

8

— Есть ли у тебя мечта?

— Я бы хотел, чтобы в моём городе стали появляться рисунки на фасадах домов. За границей это довольно широко развито, у нас — лишь в городах-миллионниках. Однака 90 процентов из них – государственные заказы. Изображения пейзажей или исторических личностей — это не так интересно как реализованный авторский эскиз художника.

— Каков основной месседж в твоих работах?

— Как такового единого месседжа в моих работах нет. Я считаю, что в первую очередь важна подача и техника рисунка. Замечательно, когда в голову приходят идеи рисунков. Если этого не происходит, я готов рисовать эффектно выглядящий объект, который впишется в уличную среду

 

Читайте также