Француз нам судья. В Музыкальном театре состоялась премьера оперы «Карельский пленник»

14

Режиссёр Андрей Петров поставил на сцене Музыкального театра оперу по мотивам повести Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля». Постановка прочно вписывает Петрозаводск в русскую историю, но в то же время вплетает в ткань повествования национальный узор, который трудно назвать уместным.

Спектакль открывает сцена Московского пожара 1812 года. Образцовый француз Шарль Лонсевиль сокрушается по поводу устроенного пожарища посреди полыхающей Москвы. Затем он попадает в русский плен и оказывается в Петрозаводске. Грубые нравы и дикие повадки не столько отечественной провинции, сколько русской жизни вообще повергают посланника страны свободы, равенства и братства в культурный шок.

По большей части сценическая несуразность российских порядков прошлого надиктована усталостью от порядков настоящего. Но местами создатели постановки как будто отпускают хватку и позволяют посмотреть на здешнюю жизнь без лишней экзальтации. Глазами нашими, а не заброшенного из мира закона и цивилизации француза. Так, в стремлении ублажить царю-батюшке – Александру I – управляющие Александровского завода распоряжаются зарядить в пушки в три раза больше пороху. В итоге всё это оборачивается мощным взрывом, который едва не стоил прибывшему на завод императору жизни. Однако государя бестолковость заводчан нисколько не удивляет. «Мне не привыкать», – покорно замечает царь-реформатор. Вопреки замыслу создателей спектакля, именно эта сцена становится самым ярким проблеском на тусклом фоне заявленной актуальности.

11

В чаду жестокой нелепицы пленённый француз находит отклик у единственного человека – дочери городничего Натальи. Образ канонический, явно списан с Катерины из «Грозы» Островского. Однако должное отдать надо: партии не только пропеты, но и сыграны. Так, на церемонии встречи Александра I девушка голову склоняет, но делает это с едва уловимым достоинством, от себя не отказываясь.

«Карельский пленник» – аллюзия на «Кавказского пленника» Пушкина. Насколько точная – вопрос неоднозначный. Всё-таки привязать историю Петрозаводска к истории карел можно только задним числом, и то при помощи деятелей искусства и литературы, но никак не профессиональных историков. Это во-первых. А во-вторых, пленный русский офицер даже не думал поучать горцев, а вместо этого попал под самое настоящее очарование кавказского народа.

В любом случае в репертуаре Музыкального театра появилась постановка, которой явно не хватало городу. Ведь в становлении российского государства он играл немалую роль, но на протяжении всей истории оставался обидно незамеченным.

Фото — И. Кузнецов, mrteatr.ru

Читайте также