Флейтоматика

1

Зачем нам нужна математика? Таким вопросом часто задаются школьники и студенты, которым не подвластна эта фундаментальная наука. Вероятно, вы даже не догадываетесь, как она может помочь девушке, создающей музыкальные инструменты. В новом выпуске рубрики мы даём ответ на вечный вопрос бытия.

Оксана Покровская в 2015 году закончила университет, получив диплом бакалавра информационных систем и технологий. С тех пор она работает программистом, а в свободное время создаёт вещи в этническом стиле. Одним из её увлечений является изготовление флейт.

Foto_1

 

Неидеальная реальность

Около пяти лет назад девушка начала осваивать духовой музыкальный инструмент. «Появилось желание играть хоть на чём-нибудь, и я купила блокфлейту, – вспоминает она. – Потом захотелось сделать что-то подобное своими руками и разобраться, как работает эта система». Последним толчком послужили фотографии работ одного мастера, которые уж очень понравились Оксане. «Такое редко бывает», – смеётся девушка. В Сети она отыскала пару-тройку уроков, как сделать пимак или свирель (разновидности флейты – Прим.ред.). Но полученной информации было недостаточно: «В текстах излагались основные моменты, при этом тонкости оставались в стороне. А за процессом скрывается много математики».

Foto_2
Чтобы флейта хорошо звучала, важно учесть конфигурацию: нужные диаметр и длину, расположение дырочек, размеры свисткового окошка.  Девушке пришлось сделать пару десятков инструментов, чтобы подобрать параметры. «А можно ли их рассчитать?» – интересуюсь я. «Это сложно, –  отвечает Оксана. –  Если бы флейту удалось сделать математически идеальной, было бы великолепно. Но я не могу её сделать с такой точностью, чтобы она полностью соответствовала расчётам».

Внутревнешняя гармония

В основном девушка делает продольные флейты. Поперечные редко: «На них сложно играть. Если навыка нет, извлечь звук просто невозможно, поэтому людям они обычно не нужны».

Foto_5

Свирели и пимаки, которые создаёт Оксана, различаются по конструкции. Мастер без труда объясняет: «У первого вида свисток располагается в верхнем конце ствола. Внутри полой трубки находится пробочка. Преодолевая препятствия, поток воздуха превращается в звук. А у пимака эта же полая трубка разделена на две камеры. В меньшую подаётся воздух, вторая резонирует поток».

На количество звуков влияет число дырочек. «Их можно сделать хоть 20, правда пальцев не хватит, – утверждает Оксана. – Внешний вид этнических инструментов и их конструкция сложились исторически, поэтому люди привыкли, что у свирели шесть дырочек, а у пимака пять». Это и глазу привычнее, и телу, потому что музыканту не придётся переучиваться.

Foto_6 

Женщина из ребра – флейта из дерева

Процесс создания флейты начинается с куска дерева. Девушка говорит, что первая попавшаяся ветка не подходит. Нужен ровный и лишённый изъянов материал. В связи с этим проще приобрести два уже готовых бруска. Именно столько, потому что каждая половина будущего инструмента делается отдельно, а готовые части в финале работы склеиваются.

От породы дерева зависит сложность обработки и характер звука. Чаще всего используется осина, ель, сосна. Что-то более оригинальное в наши магазины не привозят. Но находчивая Оксана делает флейты и из сибирской гречихи, которая растёт у знакомых на даче. «Они делятся, потому что мне не нужно
много», – объясняет она.

Foto_7
Чтобы быть с материалом на «ты», нужны столярные инструменты: ножовка, надфили, резцы, нож. Все приспособления девушка нашла у родителей: «В детстве у меня было ошибочное представление, что в каждом доме есть эти предметы. Просто здесь они всегда были». Постепенно приходится что-то докупать, если инструменты приходят в негодность.

Foto_8

 

На каждую флейту найдётся свой декор

Время изготовления флейты зависит от нужного оформления. На самую простую уходит не меньше восьми часов. Декорируются инструменты по-разному. Сохранить естественную структуру дерева удаётся, если применить морилку, пропитку из масел или восков. Используя яркие акриловые краски, можно получить насыщенный цвет.

Foto_9
Однажды девушку попросили выжечь на музыкальном инструменте ежа. Создание флейты заняло много времени не из-за того, что рисовать животное сложно. Трудно было согласовать внешний вид зверя, поэтому Оксана предварительно нарисовала на бумаге больше 15 вариантов, чтобы определиться.

Foto_10

Повозиться пришлось и с «космическим» духовым инструментом. Большое количество слоёв значительно замедлило процесс изготовления флейты. Финальная версия была такая: на многоцветной галактике располагались звёзды, а сама она оживала в темноте, когда люминофор (специальное вещество – Прим.ред.) начинал светиться.

Foto_11

Математика помогает Оксане создавать удивительные вещи, которые способны испускать мелодичные звуки, не раздражающие соседей. А как полученные знания можешь применить ты?


Фото автора и из архива Оксаны Покровской

 

 

 

Читайте также