«Файбертроника». «Наука, искусство и технология — это три неразрывных составляющих современных проектов!»

2

Доводилось ли вам слышать о таких понятиях, как файбертроника, электронный текстиль или умная одежда? Так или иначе, а дизайнеры уже активно создают умную одежду, внедряя электронику в текстиль! Наш сегодняшний гость – Наталья Ильина — конструктор и технолог швейных изделий, преподаватель технологии швейных изделий, руководитель «Лаборатори моды» и автор курса «Файбертроника и электронный текстиль». Она рассказала, как изменилось портновское дело, и что нас ждет в будущем.


 

1

— Расскажите немного о себе?

— Заканчивая школу, передо мной стоял сложный выбор, куда пойти учиться. Мне одинаково были интересны две области. Первая — дизайн одежды. На тот момент я была участницей первого состава театра моды «Подиум» и уже была связана с миром моды. Вторая — программирование, я программировала простейшие игры в то время, когда компьютеров в школах еще не было. Жизнь распорядилась так, что я получила три образования — портной, учитель технологии и предпринимательства, социальный педагог семейного профиля — все с красным дипломом. Также, я закончила аспирантуру.

Свою профессиональную деятельность начала на массовом производстве джинсовой одежды торговой марки «Pulse». В начале 2000-ых годов мы продавали свои джинсы во многих городах России. Компанией руководил Роман Гольцев — владелец проекта «Jeans street» в Петрозаводске. Он заметил меня на конкурсе молодых модельеров, в котором я одержала победу, и пригласил на должность дизайнера-конструктора одежды. В то же время, сразу после окончания университета, я получила предложение от заведующего кафедрой «Технологии и предпринимательства» работать со студентами. Полученный на производстве опыт я старалась донести до студентов. Всю дальнейшую жизнь я трудилась минимум на двух работах.

5

Я очень люблю развиваться, прибавляя к базовым навыкам, полученным в образовательных институтах, новые компетенции. В современном мире без непрерывного образования никак. В профессии портного, например, за 20 лет произошло много изменений. Цифровизация коснулась и этой области. Вместе с появлением цифровой техники (лазерная резка, плоттеры, вышивальные машины, текстильные принтеры, САПРы и 3D-принтеры) и новых материалов (новые полимерные материалы, а также био-, нано-, композитные материалы) изменились и технологии. Дизайнер одежды, конструктор и портной обязательно должен ими владеть.

20 лет назад, когда мечта стать программистом не осуществилась, я и подумать не могла, что когда-то представится возможность совместить обе профессии, между которыми я тогда выбирала. В итоге, мне удалось совместить три области: технология швейных изделий, программирование и педагогика. Все три я очень люблю. Это получилось благодаря новому быстроразвивающемуся направлению в области носимой электроники «smart-textiles». Я не могла не ухватиться за изучение нового направления.

10

Сегодня я читаю авторский курс по файбертронике в Центре сертифицированного обучения «1С: Клуб программистов». Когда я начинала свою деятельность, связанную с файбертроникой, меня поддержали именно там. Если в области проектирования костюма я как рыба в воде, то в области электроники знаний мне существенно недоставало. Совместно с директором клуба программистов мы разработали учебный курс и написали учебное пособие по электронному текстилю. Аналогов нашему методическому труду мы не встречали. Клуб программистов является прекрасной образовательной средой не только для школьников, но и для меня самой.

4

— Что это такое «электронный текстиль»?

— Я принесла несколько экземпляров, что бы вам всё показать в деле (см. фотографии). Электронный текстиль – это текстиль со встроенной электроникой. Множество терминов этого направления объединены под одним названием — файбертроника, «файбер» в переводе означает «волокно». Это дает новый функционал одежде, в современном цифровом мире одежда тоже становится цифровой! От этого никуда не уйти. Я принесла работы детей, например, брошь-цветок и электронная игрушка — самый простой проект, мы его делаем на первом занятии, рядом находится умная картина. Светодиоды вшиты в ткань токопроводящей нитью, в композицию картины встроен датчик освещенности, который реагирует на свет.  С наступлением темноты картина светится и служит красивым арт-светильником!  Мы работаем с различными датчиками: температуры, света, давления и многими другими. Ребята, делают подставки под горячее, в которых при температуре выше 70oС светодиоды загораются. Взрослые могут создавать более интересные работы.

Вообще, файбертроника наиболее активно развивается в военной, спортивной и медицинской одежде. Современная одежда — это гаджет, позволяющий делать нашу повседневную жизнь комфортнее и продуктивнее. Файбертроника позволит одежде быть частью интернета вещей, диагностировать физическое состояние человека и взаимодействовать с врачом, тренером, а иногда и выступать в их качестве. Умная одежда – это, по сути, компьютер, который взаимодействует с нами и окружающей средой незаметно для нас самих, на языке наших жестов, эмоций, звуков, температуры и т.д. Уже сейчас можно приобрести детскую одежду с диагностикой температуры ребенка. Информация о повышенной температуре тут же появится у родителей в смартфоне. В спортивной сфере не только фитнесс-браслеты помогают следить за своей формой, но и леггинсы могут показывать цветом, какая группа мышц в данный момент «работает». В сфере моды файбертроника пока развивается медленнее. Наиболее известные проекты создает Anouk Wipprecht в сотрудничестве с Audi (Дания), Lisa Lang под покровительством Philips (Германия). Их деятельность окрестили такими формулировками как hardware coutur, elektro coutur, digital coutur. Идеи умной одежды продвигают компании «CuteCircuit», «Adafruit» и другие. «Levi’s» совместно с «Google» работают над созданием умной джинсовой куртки с сенсорной поверхностью.

6

Сейчас я работаю над созданием умных костюмов, которые презентую осенью на выставке. В этих костюмах будут вплетены микропроцессоры, электролюминесцентные частицы, светоизлучающие диоды и различные сенсоры. С этого года я сотрудничаю с компанией «Novik», известной в городе, как производитель замечательных наборов для начального технического моделирования. С ними мы изучаем возможности лазерной резки в дизайне текстильных изделий. Моя брошь, например, вырезана лазером из органзы и кристалона. В то же время, я осваиваю 3D-проектирование для создания одежды и аксессуаров посредством 3D-печати.

3

— Стирать такое изделие или вещь можно?

— Стирать изделия со встроенной электроникой можно. Мы со школьниками протестировали это. Единственное условие — отключить источник питания.

— Я правильно поняла, вы будете скоро создавать свою коллекцию платьев при помощи использования электроники и представите её на осеннем фестивале моды? Расскажите про фестиваль подробнее?

— Фестиваль «Линия Севера» будет проходить впервые. Его задумали руководители театра моды «Подиум» Зинаида Васильева и Александра Левицкая, но сейчас в орг.комитете большая команда профессионалов. Думаю, получится круто.

— В этом деле вы уже достаточно давно, сколько у вас своих собственных коллекций?

— Моих коллекций было создано всего пять. Я очень рано попала на массовое производство — в 22 года. Сколько было создано моделей для производства, я не считала, но достаточно много за несколько лет. После того, как ты создаешь вещи, в которых ходит весь город, тяжело переключиться и делать маленькие и единичные коллекции, снижается интерес. На определенное время, я даже выпала из создания авторских коллекций, но потом реабилитировалась в качестве преподавателя. Недавно считала, сколько коллекций было создано студентами под моим руководством, получилось 17, может, что-то упустила. В школе швейного мастерства я работала со студентами разных факультетов, даже с медицинского ребята приходили.

11

— Что вас вдохновляет на создание коллекции?

— Моим предметом вдохновения всегда была тема Карелии, национальный компонент и природа севера. Я люблю работать с историческим костюмом. Стилизуя исторический костюм, считаю важным сделать современный носибельный костюм в тенденциях времени. Излишний фолк или историчность не уместны. Сильное впечатление на меня оказывает творчество Томары Юфы. В прошлом году со студенткой Ксенией Дворкиной мы сделали коллекцию по мотивам её творчества. Эта коллекция уже побывала в Сочи, Казани, а также открывала не только персональную выставку Тамары Юфы, но и ресурсный центр волонтеров WorldSkills. Всегда вдохновлялась эпосом «Калевала». У меня была создана своя коллекция по этому творческому источнику, а в прошлом году со студенткой Екатериной Осиповой мы разработали коллекцию «Слезы Айно», которая принесла ряд побед на конкурсах. У Кати получилось очень аккуратное прочтение первоисточника, в костюмах читается образ средневековой Карелии при абсолютной носибельности моделей одежды.


Работы учеников Натальи

— Ездили ли вы на показы мод в другие города или страны?

— Вместе с театром моды еще в прошлом веке мне удалось самой пройти по подиуму дома моды Вячеслава Зайцева. Была на его показах, и показах его сына. В Санкт-Петербурге и в Москве была на кастингах и фестивалях. Мой интерес всегда лежал в плоскости технического устройства костюма, мне интересна технология, материал, насколько вещь экономична, экологична. Художественный дизайн для меня играет второстепенную роль, это не совсем моё. Будет замечательно, если получится найти партнера-художника, думаю, у нас получился бы отличный альянс.

8

— Расскажите, о ваших любимых модельерах, дизайнерах?

— Когда я становилась молодым дизайнером, мне очень импонировало творчество Джона Гальяно, потому что он мастерски работал с историческим костюмом, соединял вместе два разных исторических образа — двух разных эпох, при этом делал это абсолютно в соответствии с тенденциями моды, — получалось у него великолепно. Демонстрацию коллекций он оформлял не менее концептуально — показ в метро, на арене цирка, в музее, в каких-то невероятных местах! Сегодня его творчество более сдержано и утилитарно.

— А Ваши показы проходили в каких-то необычных местах?

— Я показывала свою коллекцию «Заполярный синдром» на площади Кирова в рамках празднования дня города, музыкальное сопровождение делал мой брат, он специально писал музыку, там был и мой голос. Было незабываемо, когда твой голос звучит на всю площадь, а по подиуму ходят твои модели. Были показы и в Санкт-Петербурге.  Тем не менее, это не те чувства, какие ты испытываешь, когда обычные люди по городу ходят в джинсах твоего дизайна!

7

— В нашем городе сейчас нет таких проектов, как «Pulse»?

— В городе есть производители одежды. И вы наверняка их знаете и носите. На данный момент мода претерпевает изменения. Многие социологи и психологи, говорят, что подрастающее поколение будет иметь гораздо меньший интерес к своему внешнему виду и больше внимания будет уделять своему внутреннему наполнению, а в одежде ведущую роль займет функционал. В то же время, новые возможности цифрового производства, создадут условия для создания одежды собственного дизайна практически каждому человеку. Тенденция DIY завоевывает мир.

— Расскажите о ваших хобби?

— Я люблю танцевать. В 28 лет я увлекалась бальными танцами, а все турниры в номинации «Хобби» были удостоены медали за 1 место. Вместе с сыном увлекаемся робототехникой. Люблю путешествовать, мечтаю на Камчатку съездить. В последние два года в рамках международного проекта «Сила творчества», организованного с целью развития креативных индустрий в Северных странах, побывала в Исландии, Дании, Финляндии, Архангельске. Осознала для себя, что я очень люблю север!

12

— Шьете ли вы для себя одежду?

— Практически нет. «Сапожник без сапог» — не случайная фраза. Заказчиков много, на себя не хватает времени. Ну и на себя мне сложно шить. В процессе примерки мне всегда хочется что-то поменять. Процесс становится бесконечным (смеется).

— Какие бренды предпочитаете?

— Не придерживаюсь определенных брендов, сейчас они, к сожалению, очень похожи, если говорить от mass-market. В 2000-х годах бренды друг от друга отличались, они были узнаваемы, в настоящее время все сделано на одних и тех же фабриках по одним и тем же лекалам, в соответствии с параметрами и тенденциями, которые диктуют ассоциации моды и аналитические центры. Бренды, уделяя внимание продажам, потеряли своё лицо.

9

— Что нас ждет в будущем, в плане технологий?

— В связи с развитием технологий дизайнерское искусство получило новый инструментарий.  В скором времени помимо сферы IT многие отрасли начнут применять технологии исходного кода. Например, вы сидите в деревне в глубинке Карелии и просматриваете сегодняшние показы коллекций на неделе моды в Милане. Вам понравилось какое-то платье, вы покупаете код платья, это может быть электронный файл выкройки данного платья по вашим размерам, созданного конструктором этого дома моды, а также файлы для 3D-печати фурнитуры и элементов платья, файлы машинной вышивки и принта по ткани. Необходимо только будет позаботится о ткани. Дальше относите всё в ателье и с помощью цифрового оборудования создаете платье модного дома на себя. Такая технология дает возможность дизайнерам создавать свои коллекции, представлять их в сети и продавать файлы платьев по всему миру, не выходя из дома.  Что касается файбертроники, то все внимание сейчас уделено созданию новых материалов. Текстиль превращают в сенсор, а также в поверхность, вырабатывающую электричество, преобразованную от трения или солнечной энергии.

Наука, искусство и технология — это три неразрывных составляющий современных проектов!

— Спасибо за интервью, удачи!


За фото благодарим нашего фотографа Юлию Макарову

За гостеприимство, уютную Чайную «Антон Палыч»
*Кирова 13 https://vk.com/cremacaffe

Читайте также