Сквозь звук и время Фильм-концерт «Варьете». Впечатления

1472651846_233402_67

Кинотеатр «Калевала». Полный зал. Не звонят мобильники, и не хрустит попкорн.
«Нет, сынок, это фантастика!» — скажете вы.
«Это не фантастика, это – Tromsø International Film Festival!» — отвечу я вам.

В России и, в том числе, в Петрозаводске он уже не первый год. Однако в силу собственной неуловимости, я ни разу не попадала на кинопоказ да и о самом событии слышала немного и урывками.
Между тем, проект потрясающий – сочетает в себе три мои страсти: кино, музыку и начало ХХ века. Ежегодно из архивов выбирается и реставрируется немой фильм, а музыканты, каждый раз в новом международном составе, создают современное звучание к киноленте. Нынче зрителя порадовали немецким фильмом «Варьете» 1925 г. режиссёра Э.А. Дюпона. Это драма о любви и предательстве, об извечном конфликте скучного быта и творческой жизни, о непостоянстве человеческих чувств и расплате за них. Сюжет вполне прост и предсказуем: бывшие артисты цирка, муж и жена, погрязли в обыденности и живут лишь тем, что устраивают шоу в своём варьете. Однажды в их балаган попадает молодая девушка из далёких стран, Берта-Мари. Желание главного героя вернуться на арену, соединённое с «очарованием чужеземной красотой» закономерно приводит к побегу двух влюблённых в Берлин и успеху в труппе известного воздушного гимнаста, красавца Фаринелли.

204573863

Порадовала меня композиция фильма: основной сюжет заключён в рамку рассказа-воспоминания главного героя спустя десять лет. Более того, в кульминации присутствует в некоторой степени и мой любимый эффект обманутого ожидания: логика сюжета и детали кадра подсказывают одно развитие событий, а режиссёр разворачивает нас в иную сторону и довольно быстро ведёт к финалу.

Я впервые смотрела немой фильм на большом экране, да ещё и в живом музыкальном сопровождении. Опыт этот непростой и неоднозначный. На встрече перед кинопоказом Ольга Гайдамак (российская участница ансамбля) говорила о том, что для современного зрителя повествование может показаться слишком медленным, поэтому задачей музыкантов было с одной стороны, слегка притормозить нас, а с другой – добавить динамики экранной картинке. На мой взгляд, сделать это удалось. В сумрачный сентябрьский вечер, после насыщенного дня, на голодный желудок, собирать внимание в течение 93 минут бывает непросто, и в некоторые моменты, кажется, только музыка и вела меня дальше, шаг за шагом, по бесконечной ленте.

3161

Хотя, конечно, поначалу эмоционально присутствовать в фильме не составляло труда – ведь он настолько не похож на то, что мы привыкли видеть сегодня! Мне было крайне любопытно наблюдать за игрой актёров: немое кино – это уже не театр, но ещё и не фильм в современном понимании. Да, с нашей нынешней, искушённой и пресыщенной позиции, часто действия, жесты и мимика артистов выглядят утрированно и комично, хотя изначально предполагают драматизм. Однако смысл-то как раз в том, чтобы немножко спуститься с высоты нашего стремительного века, не сравнивать с привычным, на время перевоплотиться в зрителя 20-х годов, попробовать почувствовать так, как чувствовал и видел он. Когда это удаётся, понимаешь, насколько мы уже другие. И это поразительно: человеческие страсти не меняются, типичные сюжеты и истории остаются прежними, но проживаем мы их совершенно иначе, порой до противоположности…

После сеанса, пробираясь сквозь многолюдное фойе кинотеатра, я уловила очень разные первые впечатления. Да и что говорить – сама чувствовала, что необходимо закрыться дома, в тишине и одиночестве, чтобы переварить и осмыслить прошедший вечер. Подобные проекты – это ведь не развлечение и не разгрузка мозга, а совсем наоборот, — богатая пища для ума. Практически блюдо для гурманов. И я в очередной раз счастлива, что в нашем городе такие блюда подают, причём регулярно и разнообразно.

Das Ende.

variet

Источник фото: rodinakino.ru

Читайте также