ПСИХО + НЕ ДЫШИ в каждом премьерном показе

14089406_1097894600301946_1606898923_n

Рубрика «Один плюс один»

В каждом премьерном показе можно разглядеть частичку классики, след прошлого. Новое – это хорошо забытое старое. Но истинное искусство находится за пределами времени, важен лишь контекст. Две рецензии. Два фильма из разных плоскостей. Будет что посмотреть.

 

«Психо» Альфреда Хичкока

«Psycho» — одна из лучших и самых известных работ «мастера ужаса», американского режиссера Альфреда Хичкока. Основой сюжета фильма стал роман Роберта Блоха с одноименным названием. Главный герой картины — некий Норман Бейтс (Энтони Перкинс), который вместе со своей деспотичной матерью содержит небольшой мотель в богом забытом калифорнийском городке. В это захолустье приезжает молодая девушка (Джанет Ли), снимает номер, надеясь спокойно переждать ночь. На первый взгляд сценарий не представляет собой ничего экстраординарного. Но этот фильм не просто так вошел в анналы мирового кинематографа. Уверен, на сегодняшний день подобная картина вряд ли взбудоражит зрителя невероятным напряжением, а скримеров вы здесь и вовсе не найдете. Но по какой тогда причине творение Хичкока ставят на первые строчки рейтингов в графе «самый лучший фильм ужасов/триллер всех времен и народов»? В первую очередь стоит отметить новаторство операторской работы. Решение снимать в монохроме роднит нас с ощущением, что дело имеем исключительно с классикой. Многие решения постановки кадра, композиции, света и ракурса перекочевали в будущие картины подобного жанра. Альфред Хичкок без сомнения опередил свое время. Все происходящее на экране в нужный момент трепещет и замирает, обнажая страхи и пороки даже не своих героев, а именно зрителей. Наши фантазии и стремления к интерпретации «Психо» переносят нас в сферу бессознательных процессов, где затаились эдипов комплекс совместно с архаичными ужасами. Отдельно стоит выделить музыкальное сопровождение: композитор Бернард Херрманн делает атмосферу картины не просто уникальной, а некомфортной для зрителя. Сценарные уловки Хичкока в синтезе со звуковым рядом создают эффект необратимости настигающего зла. Возможно, отношение режиссера к своему «детищу» сыграло определяющую роль. Чтобы сохранить в тайне сюжет фильма, Хичкок сначала анонимно выкупил у Блоха права на роман, а затем стал скупать как можно больше экземпляров книг, чтобы история была по-настоящему неожиданной. Подобное поведение заставляет фильм вырваться наружу, в нашу с вами действительность, где нет актеров, а если только мы и наши внутренние демоны.

Новаторство привлекательно, всегда приятно докопаться до истоков, если они и зародились больше полувека тому назад. Если вам этого покажется мало, то фильм стоит посмотреть хотя бы ради концовки и крупного плана Энтони Перкинса. После оглушительного успеха картины было снято несколько ремейков, но о них лучше не вспоминать. Сейчас, кстати, идет средненький сериал «Мотель Бейтсов», повествующий о начале долгой истории взаимоотношений Нормана (Фредди Хаймор) со своей матерью (Вера Фармига). 2016 год, а Хичкок по-прежнему с нами.

14089406_1097894600301946_1606898923_n 14171993_1097894596968613_731935793_n 14218562_1097894593635280_505130455_n 14256343_1097894590301947_2084564809_n 14256396_1097894586968614_177205556_n 14256681_1097894580301948_553548953_n 14281407_1097894583635281_14840121_n 14281536_1097894603635279_56220649_n

Федерико Альварес «Не дыши»

После ремейка на «Зловещих мертвецов», которые при всех минусах и плюсах все-таки принес продюсерам прибыль, уругвайский режиссер снимает один из лучших хорроров уходящего года. «Не дыши» — это история о трех молодых ворюгах, которые решают обнести ослепшего ветерана (Стивен Лэнг) иракской войны. На пустынной улице, где-то в недрах своего лабиринта затаилась слепая ярость. Помимо своей инвалидности, у главного героя отняли самое дорогое – его единственную дочь. За ее смерть он получил компенсацию в виде сотен тысяч долларов; именно этот куш и привлекает молодежь. На украденные деньги они планируют начать новую жизнь на солнечных берегах Калифорнии. Забегая чуть вперед, денежные средства для порождения чего-то нового нужны всем героям фильма, что немаловажно. В отличие от того же «Коллекционера», фильма ужасов 2009 года, где действие также происходит в доме, напичканным разнообразными ловушками, творение уругвайца пугает в первую очередь реализмом без какого-либо намека на надоевшую всем псевдодокументалистику.

Оказавшись внутри жилища слепого вояки, Альварес дарит нам превосходную, а самое главное – логичную цепочку из действий, побуждений и мотиваций главных героев. Напряжение не спадает практически до самого конца картины. По сути, создатели фильма заставляют переживать подонкам, так как положительных персонажей вы здесь просто не обнаружите. Приятное ощущение у зрителя вызовет скорее не поиск объекта сочувствия, а легкое соучастие, ведь именно при просмотре ты боишься лишний раз шелохнуться или глубоко вздохнуть, иначе тебя обязательно обнаружат. Эффект получается разительный. Стивен Лэнг отыгрывает свою роль великолепно. За весь хронометраж вы услышите от него пару реплик, весь остальной ужас сконцентрирован в его отточенных движениях среди десяток комнат, в жажде наказать непрошенных гостей, в его ловушке-доме, в его психических отклонениях, и, конечно, в глазах, несущих смерть. Не отстают от него и молодые дарования. Безусловно, в сюжете присутствует определенная доля типичных клеше в виде идиотского поведения задействованных лиц, но она благополучно растворяется в добротной сюжетной составляющей. Всем поклонникам бодрящего триллера и грамотной драматургии – к просмотру обязателен.

14287604_1097894823635257_146169352_n 14269509_1097894813635258_1714949254_n 14269399_1097894810301925_896613839_n 14256517_1097894820301924_1840608958_n 14256419_1097894816968591_149705544_n 14249193_1097894826968590_1401061117_n