Премьера балета Делиба «Коппелия» в постановке Кирилла Симонова

11

«Моя постановка – это в первую очередь драматическая история, – говорит автор спектакля, отмечая при этом, что, несмотря на сложную смысловую нагрузку, новый балет Музыкального театра получился зрелищным и эмоционально ярким. Автором либретто выступила известный питерский драматург Ольга Погодина-Кузмина. Хореографический стиль спектакля – неоклассика.

За дирижерским пультом – Анатолий Рыбалко. В команде постановщиков – лауреат «Золотой маски» Александр Мустонен (свет) и Павол Юраш, театральный художник из Словакии, уже признанный в Европе, но впервые представляющий свое творчество на российской сцене.

«Коппелия» – балет выдающегося французского композитора Лео Делиба, созданный им по мотивам новеллы Гофмана «Песочный человек». Герой, любивший жизнерадостную девушку Клару, был очарован прекрасной и таинственной Олимпией, которая оказалась механической куклой. В судьбе юноши зловещую роль играет некий Коппелиус, в котором он видит Песочного человека из страшных сказок его детства.

12

В XIX веке создатели балета убрали из него всю мистику – и появилась веселая история о ссоре и примирении двух влюбленных, за полтора столетия перетанцованная всеми ведущими мировыми балетными труппами. Кирилл Симонов вместе с Ольгой Погодиной-Кузминой вернули Гофмана с его мотивами мистики и рока в «Коппелию», и в результате легкий комедийный сюжет зазвучал как трагедия крушения человеческой жизни.

В новой версии «Коппелии» действие происходит в России в двух временных отрезках, которые автор либретто образно определила как время «между страхом и мечтанием». Пролог к основным событиям происходит в 1937 году, а весь спектакль – в 1960-е годы во дворе обычной советской хрущевки.

Типичный советский двор и трехэтажную хрущевку на сцене Музыкального театра построил известный европейский театральный художник Павол Юраш (Словакия). Ему принадлежит и авторство костюмов, сложный принт которых потребовал даже спецзаказа и был напечатан для театра в Санкт-Петербурге. Фасоны и рисунок тканей цитируют детали прославленного российского авангарда 30-х годов и вносят в спектакль дополнительное романтическое звучание.

В своей постановке Кирилл Симонов использует музыку Делиба не только к «Коппелии», но и к другому, менее известному его балету «Сильвия». Музыка в «Коппелии» развлекательная, веселая, разножанровая, а в «Сильвии» – более драматическая, психологически насыщенная. Новая сложносочиненная партитура дала возможность обогатить содержание спектакля, наполнить его танцевальное высказывание бóльшим психологизмом.

13

В «Коппелии» занята вся балетная труппа Музыкального театра. Наряду с классическими танцами в спектакле много номеров, музыка которых основана на национальном фольклоре, – польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др. Это дает возможность показать в выгодном свете работу кордебалета, добавить спектаклю зрелищной и эмоциональной яркости. Все богатство классического и характерного танца «Коппелии» в спектакле Кирилла Симонова передается через неоклассику, которая является основой авторского стиля хореографа.

Главные партии на премьерных показах 4 и 5 июля исполнят солисты балета Московского Государственного академического музыкального театра имени Н. И. Сац Алевтина Касаткина (Коппелия) и Сергей Беломысов (Натанаэль).

«Наш спектакль – об иллюзиях, о неизжитых страхах, о необходимости отличать фальшивку от правды, – говорит автор либретто «Коппелии» Ольга Погодина-Кузмина. –  Но еще и о том, что даже самая драматическая история, рассказанная языком балета, превращается в прекрасную сказку».

 

Читайте также

Отправить ответ

avatar
wpDiscuz