Понять. Простить Как преодолеть атмосферу ненависти в стране

21

На днях произошел очередной конфуз. Школьники из Иваново агитировали за Алексея Навального, а учительница отчитала нерадивых учеников за учиненную крамолу. Причем в грубой форме. Назвала юных борцов с коррупцией тупорылыми и деревянными. Проявив, надо сказать, вопиющую педагогическую некомпетентность.

Но дело даже не в этом. Дело в другом. В том, что рядовой школьный конфликт послужил сигналом к еще одному витку общественной конфронтации. В том, что еще одна порция злобы была брошена в топку социального раздора. В том, что у просвещенного меньшинства и косного большинства нашелся еще один повод высказать сомнения в праве оппонента на существование.

— Учительница из Иваново – рядовой на страже антигуманного режима, – раздаются крики из лагеря оппозиции. – Она – типичный представитель 86%, с которыми никакой диалог уже невозможен, – не унимаются критически настроенные граждане.

— Оппозиционеры растлевают наших детей, так сказать, политически, ведут подрывную деятельность в школах, вузах и социальных сетях, – слышатся ответные голоса из стана охранителей. – Нечего с ними церемониться. За шиворот их и в кутузку! – резюмируют поборники государственности и порядка.

Уймитесь, господа! Сбавьте пыл.

Поймите, уважаемые представители прогрессивной общественности, из проклятий по адресу соотечественников не выйдет демократии, а из стойкого желания образумить, как вам кажется, дикую крестьянскую массу не возникнет свобода.

21

Возьмите в толк, почтенные патриоты, жажда железной руки не приведет к сильному государству, а тоска по регламентированной жизни и готовой истине не возродит павшую империю.

Конечно, учительница поступила нехорошо и неправильно. Она достойна всяческого осуждения. Но вникните же, наконец, в ситуацию, уважаемые представители образованного класса! Она сделала это из светлых чувств и лучших побуждений. В конечном счете педагогом двигала – пожалуйста, не делайте удивленные лица – любовь к родине и искреннее переживание за будущее подрастающего поколения. Преподаватель действительно считает, что Алексей Навальный – враг страны и государства. Она и вправду хочет не допустить того, чтобы такие личности захватили власть над умами нынешних школьников, а сами подростки однажды повернули штыки на тех, кто их растил и лелеял.

В конце концов педагог имеет на это право.

Конечно, я понимаю. Вам кажется, что поступок учителя выглядит неказисто, грубо, неприглядно? Не спорю. Стилистические расхождения? Не возражаю. Но смиритесь, гордые подписчики телеканала «Дождь». Найдите в себе душевные силы преодолеть негативные чувства, постоянные читатели «Медузы». Попытайтесь заглушить голос ненависти, современные молодые буржуа.

Во имя чего, спросите вы. И справедливо добавите: почему я должен мириться с воинствующим невежеством и агрессивным хамством?

Я отвечу.

Во имя общего блага. И собственной безопасности. Потому что за ваш снобизм и высокомерие мы все рискуем заплатить высокую цену. Народ не власть. Условными сроками и милыми посиделками в автозаках дело не ограничится.

— Так их, так! – раздаются голоса из лагеря патриотов и государственников. Да как бы не так, спешу остудить пыл я. Ваша позиция, уважаемые ревнители порядка, тоже небезупречна. Идя по пути запретов и диктата, вы проявляете недальновидность, демонстрируете собственное бессилие. Будем откровенны. Зачастую ни вы, ни учителя ничего не можете противопоставить оппозиционной риторике, кроме ора и истерики. Оказываетесь не в состоянии предложить альтернативу. Не только не способны составить конкуренцию видеороликам Навального, но и заставить учеников вовсе не обращать внимание на продукцию оппозиционного лидера.

А надо бы. Это будет первым шагом на пути к содержательной дискуссии с оппонентами. Так вы имеете хоть какой-то шанс донести свою позицию до идеологического противника.

Но прежде всего нам всем нужно хоть немного, но успокоиться. Выдохнуть. Прислушаться к голосу своего оппонента.

Нет, я не призываю к лицемерной терпимости и обманчивой сдержанности. Так мы не найдем решение проблемы, в лучшем случае – заметем мусор под ковер. Я призываю к взаимопониманию и к взаимному интересу.

Мы должны, обязаны друг у друга учиться. Интеллигенция у народа. Народ у интеллигенции.

Мы не вправе усугублять социальный раскол. Напротив. Наша обязанность использовать его в конструктивных целях. Всеобщая взвинченность, больная озабоченность путями России, очередной виток поиска себя и своего места в мире должны стать поводом если не к выработке национального консенсуса, то хотя бы к диалогу между противоборствующими сторонами. Мы должны внимательнее присмотреться и внимательнее прислушаться друг к другу.

085dfc0b742b4fffa59e4c5a313b81e9

Конечно, в этом непростом диалоге каждой стороне придется идти на уступки. Скрепя сердце сознавать, как шаг за шагом вожделенный идеал утрачивает первоначальную полноту. Сторонники европейского пути будут вынуждены смириться, скажем, с византийским наследием и православной традицией. Почитателям самобытности придется признать, что Россия имеет общие корни с Европой.

Да, идеал будет поврежден. Да, он утратит свою полноценность. Но какова альтернатива? Гражданская война, в результате которой все вернется на круги своя? По итогам которой все мы окажемся в исходной точке? Ведь так было уже не раз. Загляните в публицистику полуторавековой давности. Немного же отличий вы обнаружите от сегодняшнего дня.

Во имя прекращения склок и раздоров нам следует перестать сбиваться в стаи. Конечно, соблазнительно, к примеру, чувствовать себя частью умных и красивых людей и ощущать причастность к европейскому миру. Увы! Мыслящий человек чужд всяческих общностей. Как сказал классик, у одних есть мысли, у других – единомышленники. А ведь все мы хотим казаться мыслящими, не так ли?

И последнее. Одним из нас чрезвычайно важно перестать пятиться назад, другим – силком тащить страну в будущее. Как? Рецепт давно известен. Более века назад его выписал замечательный историк Василий Ключевский. «Историческое сознание дает обществу тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости».

Словом, наделяет нас мудростью. Которой всем нам сегодня очень не хватает.

 

Читайте также