«Она»+«Дневная красавица»

Новый фильм 78-летнего голландского режиссера стал настоящим праздником для европейского зрителя. Автор таких картин, как «Вспомнить все», «Робокоп», «Основной инстинкт», «Шоугерлз», «Звездный десант» всегда умел шокировать и приятно удивить публику. В этот раз ему это удалось, причем с завидным успехом. Верховен должен был снимать свою новую работу в США, но многие из актрис (в том числе Шэрон Стоун) не проявили заинтересованности участвовать в его проекте. Пришлось съемки проводить во Франции: с новой командой на новой территории.
gef52w2u_jc

«Она» – это аккуратная и тягучая попытка задеть зрителя за живое, не оставляя после себя синяков и ссадин. Сюжет фильма разворачивается вокруг главной героини по имени Мишель Леблан в исполнении пугающей и великолепной Изабель Юппер. Первые кадры на экране подарят вам компанию с симпатичным котом, вместе с которым вы понаблюдаете за тем, как мужик в маске насилуют Мишель на полу ее комнаты. Но никакой ожидаемой истории о нанесенной душевной травме не последует. Зритель просто не успевает впасть в шокирующее состояние, видя перед собой умиротворенное состояние главного героя фильма. Как ни в чем ни бывало, она убирает осколки посуды, появившиеся в результате борьбы с незваным гостем, принимает ванну, припудривает лицо и спокойно себе идет на работу. Начало, конечно, бойкое. Вскоре мы узнаем, что сама Мишель, возглавляет компанию по созданию компьютерных игр, граничащих с порнографией; с мужем в разводе, есть сын, выступающий эталоном прокрастинации; мать же ее решила побороть старость через пластические операции и романы с юношами; отец и вовсе пожизненно застрял в тюрьме за массовое убийство половины квартала. Подобный бодрящий художественный коктейль не вызывает отвращения, а, наоборот, приглашает с головой окунуться в жизненные перипетии героев фильма. Раскрывать дальнейшее развитие сюжета будет настоящей подлостью с моей стороны.

Насильственное преступление не служит главной темой разговора с Верховеном. Насилие – это лишь фоновая музыка, заглушенная стонами упадка западноевропейской цивилизации. Создатели фильма ставят диагноз, но выходит у них это чересчур иронично. Именно комичность происходящего на экране не дает фильму скатиться к старческому брюзжанию, к попыткам вызвать очередной скандал. Метод затрагивания серьезных тем с улыбкой на лице, позволил режиссеру критически подойти к стилю жизни современных буржуа и пресловутого среднего класса, с их религиями, лицемерием вперемешку с адюльтерами, мазохизмом и феминизмом, с их манерой общения и условных моральных устоев. Смерть и отношение к ней героев фильма – отдельная тема. Мертвечиной, кстати, пропахло все окружение Мишель, причем началось все с самого детства, когда репортеры засняли девочку, покрытую пеплом. В ее диком взгляде навсегда остался пожар собственного дома, который она устроила вместе с папашей-маньяком. Жизнь после подобных событий просто не могла пройти в тишине. Нельзя было продохнуть от общественного осуждения и накала, от постоянного присутствия полицейских и зевак. Нынешние европейцы в лице героини Юппер – это поруганная старость, в чьих венах не осталось места для запретов и здоровых ощущений. Границы смыты и перепутаны. Вот и мужчины в фильме показаны слабаками и тряпками. Ни один из них не способен даже приблизиться к уровню Мишель Леблан. И даже физическое превосходство не играет никакой роли. Что толку от истязаний, когда от вас просят еще, при этом широко улыбаясь. Весь азарт пропадает мгновенно. Чего нельзя сказать о творчестве самого Верховена.

 

ogyrng4y6ys

«Дневная красавица» Луис Бунюэль

Луис Бунюэль через всю жизнь пронес критическое отношению к буржуазии. Коммунистические взгляды и постоянные нападки в сторону капиталистического уклада общества нашли свое отражение в его кинокартинах. «Дневная красавица», снятая в 1967 году, идейным катком проехалась по мировым кинотеатрам. Сейчас картина кажется невинной, но для того времени восприятие у людей было несколько иным. В том же году работа Бунюэля была удостоена высшей награды на Венецианском кинофестивале, а для Катрин Денев, исполнившую роль главной героини, начался новый виток в карьере.

Действие картины происходит вокруг обеспеченной семьи – Северины (Катрин Денев) и Пьера (Жан Сорель) Серизи. Их размеренная и роскошная жизнь не приносит главной героине никакого удовлетворения. В ее грезах и сновидениях она постоянно становится объектом насильственных издевок и сексуальных надругательств. Эти мысли разбивают внутренний покой Северины. От отчаяния и невозможности противостоять затхлости и однотипности элитарного образа существования, главная героиня отправляется в один из парижских борделей. Переступив порог «дома свиданий», персонаж Катрин Денев с миловидной и непорочной внешностью, отправляется в мир зазеркалья, в котором ее привычное положение низложено до девушки легкого поведения по имени «дневная красавица». Называют ее так по причине того, что работать она может только днем, а вечером непременно возвращается к своему мужу. Временное оживление неизменно сменяется непоправимыми трудностями, выпутаться из которых получится далеко не всем персонажам картины.

Благодаря постоянной манере Бунюэля смешивать реальность и сновидения, фильм приобретает двойное дно, кидая зрителя из одного пространства в другое. К концу действия картины становится и вовсе непонятно, в какой из плоскостей происходят события. Для испанского творца есть лишь один вердикт для выхолощенной аристократии – слепота под солнцезащитными очками, из-под которых в конечном итоге потекут слезы. Обычный же зритель из рук испанского сюрреалиста вполне заслуживает дар, позволяющий идти по миру с широко открытыми глазами.