«НЕРВ» + «ИГРА»

«Нерв» («Nerve») Г. Джуста и Э. Шульмана

Режиссеры Генри Джуст и Эриель Шульман, известные в первую очередь по псевдодокументальному фильму «Как я дружил в социальной сети» («Catfish»), постарались обезопасить свою новую картину, оставив от книжного источника лишь имена главных героев да несколько сюжетных поворотов. Помогло ли это им или нет? Сейчас будем в этом разбираться. Влияние информационных технологий на нашу повседневную жизнь – тема для кинематографа отнюдь не новаторская, вспомнить хоть «Метрополис» Фрица Ланга, который он снял аж в 1926 году. Но время не стоит на месте. Поменялись формы и содержание самого понятия «технологии», а увеличение скорости обмена информационных потоков между пользователями стало для ныне живущего поколения не просто пульсом эпохи, но привычной и обыденной материей.

«Нерв» – это тривиальный рассказ о подростках и для подростков, но не стоит сразу его списывать со счетов. Главная героиня фильма Венера (Ви) в исполнении Эммы Робертс пытается разобраться с финансовыми проблемами, с поступлением в учебное заведение, со своей чрезмерной застенчивостью, осуждением окружающих, отсутствием парня и тем стандартным набором вопросов, с которым сталкивается большинство старшеклассников по всему миру. Главная героиня от своей подруги узнает о новой онлайновской анонимной игре, в которой можно быть либо зрителем, либо игроком. Если выбираешь не пассивное наблюдение, то довольно скоро начинаешь выполнять различные испытания, генерируемые чаще всего самой программой, хотя все зрители полагают, что архитекторы квеста именно они. За удачное выполнение задания игрок получает реальные деньги на свой счет, обожание сверстников; если сдается – теряет все.

Решение выказать потенциальную силу воли толкает Ви стать не просто игроком, но непревзойденным лидером по просмотрам. Именно в ее поступках обнаруживается искренность и зашкаливающий адреналин, по крайней мере, так будет казаться ее поклонникам. А помогает ей в этом еще один активный участник всей этой внутрисетевой заварухи – красавчик Дэйв Франко (Сэм), не сумевший за весь фильм сыграть ничего убедительного, кроме умения глупо улыбаться в камеру. Но от него ничего сверхъестественного и не ждешь, как и от фильма в целом, соль тут совершенно в другом. Когда я находился на сеансе, то весь кинозал был переполнен школьниками и студентами. Они по привычке набрали с собой тучу еды и попкорна. Я уже приготовился ворчать на бескультурье и неуважение к остальным зрителям, но всего этого не произошло. Как только появились первые кадры, зал просто замер и находился в таком состоянии до конца сеанса. Юные взоры были уставлены на экран, на лицах живое переживание героям фильма, ожидание сюжетной развязки, любовная линия, но самое главное – идентификация себя с персонажами «Нерва».

Подростки, как основная целевая аудитория сети, рождают многомиллионную статистику топовым роликам, подкастам и пабликам. Фильм оказался весьма созвучен своему времени, и ребята в кинотеатре это почувствовали. Важно отметить, что подростковый выбор часто не блещет дальновидностью, поэтому морализаторский подтекст картины проходит незамеченным и даже несколько раздражающим. Битва за просмотры и лайки идет уже давно, одними предупреждениями здесь явно не обойтись.

Интернет может выполнять роль настоящего скопления идиотизма. Сами можете взглянуть на что готовы пойти люди в Periscope ради обычных одобрений и количества просмотров: там и без денег многие уже давно сошли с ума. С этим учетом новая работа режиссерского тандема вышла чрезмерно наивной и абсолютно далекой от реальности. Последняя при подобных условиях, что творятся в фильме, превратилась бы в нечто ужасное и запредельное. Если подводить итог, то похвалить за старания можно Эмму Робертс и, конечно же, Эмили Мид, сыгравшую лучшую подругу главной героини – Сидни. Отличный саундтрек, к сожалению, ни за что не спасает сюжетную дряхлость «Нерва», а концовка картины способна вообще перечеркнуть все старания режиссеров. С другой стороны, в России сейчас вовсе отсутствует качественное подростковое кино. Благо процесс глобализации спасает, и петрозаводский школьник уже ничем не отличается от европейского или азиатского, живущего по ту сторону монитора. Фильм хоть и проходной, но скучным его точно назвать нельзя. С учетом того сколько в прокате идет подросткового бреда, создателей «Нерва» можно и похвалить.

«Игра» Дэвида Финчера

В 1973 году в США дизайнер Дональд Ласкин организовал ночной квест под названием «Игра». Суть его сводилась к тому, что команды в течение ночи решали головоломки и задачи, перемещаясь по городу от одной точки к другой. Призовой фонд составлял 100 долларов. Об этом стали писать газеты. Вскоре по мотивам этой идеи сняли картину «Полуночное безумие» с маленьким Майклом Джеем Фоксом.

Тот фильм критики и зрители встретили довольно прохладно, в отличие от работы Дэвида Финчера, который создал художественную картину «Игра» образца 1997 года с Майклом Дугласом в главной роли. Из сюжета мы узнаем о 48-летнем обеспеченном бизнесмене Николасе Ван Ортоне. Он переживает серьезный экзистенциональный кризис. Добившись материальной независимости, в его душу стали неустанно проникать вспоминания из детства, а именно того времени, когда отец Николаса в возрасте 48 лет решил покончить жизнь самоубийством, сбросившись с крыши своего элитного жилья. Родной брат главного героя – Конрад (Шон Пенн) дарит Николасу на день рождения сертификат на участие в некой игре. Объяснений никаких не следует, но вместе с этим начинает свою работу маховик интриги и напряжения.

Чудесная атмосфера фильма, подогретая безукоризненным саундтреком, создает любопытный эксперимент со зрителем. При просмотре подобных картин ненароком начинаешь строить догадки и предположения, а Финчер в роли автора правил, не устает разрушать ожидания. Дойти самостоятельно до истинных причин происходящего в фильме проблематично, но даже если вам это удастся, впечатления после титров не покажутся вам чем-то вялым и предсказуемым. Основное наслаждение от фильма получаешь в моменты подбора смысловых ключей к замку замысла режиссера. Каждая ваша ошибка – внутренний восторг от увиденного.

Мир элиты бизнеса довольно пестрый: от «Американского психопата» Брета Истона Эллиса до «Волка с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Но есть в этом мире ожерелий и астрономических сумм одна объединяющая красная линия: богатство почти всегда играет с тобой злую шутку. Пустой взгляд героя Майкла Дугласа обречен скитаться по миру в поисках глубинных изменений, своего окончательного понимания и принятия. Фильм «Игра» – это даже не ребус и развлечение, а лишь зафиксированный на пленку долгий путь человека домой. Качество работ Финчера всем известно, лишний раз хвалить его не стоит. Но когда все в восторге от игры, не попробовать ли и нам рискнуть хотя бы посмотреть на нее?