Театральный художник из Европы Павол Юраш о новой постановке в Музыкальном театре и необычных костюмах

12

Под занавес сезона Музыкальный театр Карелии показал зрителям премьерную постановку балета «Коппелия». Новую постановку Кирилла Симонова ожидали как что-то принципиально новое. Новая «Коппелия» получилась довольно необычной, костюмы и декорации балета стали зеркалом советской действительности. Так, на сцене выросли типичные хрущевки, а советский двор – стал местом действия балета выдающегося французского композитора Лео Делиба.

Новое для Петрозаводска оказалось и внутри самой постановки – необычные костюмы известного европейского художника-сценографа. Павол Юраш, театральный художник из Словакии, уже признанный в Европе, представил свое творчество на сцене Музыкального театра. Нам удалось пообщаться с художником и рассмотреть всю необычность костюмов на самом близком расстоянии.

ZEYrv4D619w

Прошедшая с успехом премьера завершилась и Павол рассказывает о процессе создания балетных образов. Для создания костюмов художнику потребовались уникальные ткани — прямиком из СССР. Ткани, о которых мы уже почти забыли. «Оттепель», история советского модернизма, авангардное искусство, мода середины прошлого века – то, что вдохновляло художника в процессе создания и стало главной особенностью балета.


Фото Виталия Голубева

«Вот свадебные жакеты»,- Павол разворачивает жакеты для сцены из третьего акта и демонстрирует уникальные принты.

«Балетные костюмы очень специфические, художник театра не может создать костюмы как для фэшн-шоу, все разрабатывается специально для движения артистов, чтобы технически сделать пор де бра»,- рассказывает Павол.

«Вот пачки для сложного танца в третьем акте. Фрагменты печати и аппликации – халатики для танца кукол. Они как «матрешки». Каждый костюм индивидуален, есть куклы, которые будто сделаны в Париже и секретно привезены в СССР. Такие из состаренной ткани, выцветшей на солнце», — комментирует Павол.

23

«Я вдохновлялся советскими принтами, у меня очень много книг по дизайну 50-х годов. Мне что-то нравилось, я это зарисовывал. Графический геометрический стиль этого периода не может не вдохновлять. Обои, декоративно-прикладной дизайн, фарфор – в них отразилось время»,- подчеркивает Павол.

«Создавать ткани – это дополнительная работа, которая требует особого усердия. Я три месяца рисовал, работа очень трудоемкая. Сперва создается сам рисунок, затем он заносится в компьютер, для того, чтобы посмотреть, какого размера будет принт в реальности. Таких тканей нет в магазинах. Если для «Аиды» и «Евгения Онегина» еще можно сшить исторические костюмы, то для нашего балета мы придумывали необычные образы. И хотя они также исторические, они должны быть еще и интересными зрителю».

19

Видит ли зритель со сцены, что ткань не совсем простая?

— Это все заложено в процесс создания костюма. Художник должен думать об этом. Тут все зависит от того в каком театре будет представлен спектакль. Здесь театр камерный, 10 метров до артиста. В большом театре все будет иначе. Художник также должен продумать, как будет выходить труппа, кто и в какой момент на сцене. Художник театра работает с либретто и просто знает, что в этот момент происходит на сцене, костюмом он выделяет главного героя, или центральную фигуру.

Как вы стали театральным художником?

— Я начинал как режиссер для оперы и немного как театральный художник. Позже я познакомился с Василием Медведевым – известным русским хореографом, который работал в Большом театре, в Берлине, ему очень понравились костюмы с моего спектакля. В 2013 мы уже работали над спектаклем «Коппелия», который шел в Панаме. На панамской сцене он был классическим. Новая «Коппелия» отличается. Для меня, это немного комично, что я работал над «Коппелией», но в другом стиле и ином дизайне.


Проходим в пошивочный цех.

1

«Больше 80-ти костюмов здесь было отшито только для этого спектакля. Эскизы, которые были мною созданы, разрабатывались дальше в цехе театра. Затем в Петербурге на профессиональном оборудовании печатались принты для тканей»,- рассказывает Павол.

5

Нам демонстрируют остатки печатной ткани, из которой создавались бомберы и пальто.

Костюмы, созданные для балета «Коппелия», уникальны. Высокая степень творческого подхода и кропотливой работы заложены в каждой детали. Танцовщицы кордебалета и вправду похожи на фарфоровые статуэтки, забытые на полках старых шкафов, где-то в 60-е. Синтетические ткани, шелк, крупные рисунки, будто созданные в условиях советской действительности, призваны отразить болезненность режима. В костюмах «Коппелии» эти мотивы хорошо видны, они органично сочетаются с простыми декорациями. Да и общая атмосфера складывается в композицию советского авангарда. Стоит сходить и убедиться в этом своими глазами. Такая возможность у карельского зрителя, не попавшего на закрытие, будет теперь уже только в новом сезоне. Увидеть постановку можно будет в сентябре в Музыкальном театре Карелии.

 

 

 

Читайте также

Отправить ответ

avatar
wpDiscuz