Международный кинофестиваль в Тромсё вновь вернулся в Петрозаводск с новой программой «Фильмы с Севера». Четыре скандинавских коротких метра собраны вместе, чтобы ответить на классический вопрос «по ком звонит колокол?»

1

«Человек не остров, не просто сам по себе…»: цитирует  персонаж последней короткометражки поэта Джоанна Харриса.  Эта фраза просочилась во все фильмы как песок в пляжную сумку. От первой до последней картины зритель задается вопросом «А хорошо мы знаем наших соседей… по дому, материку, планете?». Понимает, что те стены с колючей проволокой, которые мы воздвигаем вокруг себя, заточают в тюрьму: ограждают от людей, заставляя защищать себя, ценности и идентичность. Намного лучше для нас хотя бы иногда пускать солнечные лучи за эту ограду и не замыкаться в себе.

Фестиваль состоялся 20 сентября в 19:00 в кинотеатре «Калевала». Продолжительность программы – 89 минут. Короткие меры показывались на языке оригинала с русскими субтитрами. А на показе в Петрозаводске присутствовал режиссер фильма «Человек не остров» Али Парандиан. Этот короткий метр завоевал много наград, в том числе «Норвежский Оскар» — премию Аманда. Мне короткий метр напомнил «Зеркало» Тарковского из-за видеоряда и поэтического звукового сопровождения. Сюжет прост: три темнокожих норвежца организовали пикник в парке, а в конце дня к ним присоединился странный незнакомец, назвавший себя Иисусом, который принес весть о толерантности и братстве. Кстати, эти вопросы транслируются в течение всего фильма.

Короткометражка шведского режиссера «Комитет»  заняла 3-е место в моем личном топе. В фильме карикатурно представлена скандинавская демократия. В основе сюжета обсуждение арт-объекта, который хотят установить в точке пересечения Финляндии, Швеции и Норвегии. Решение дается непросто, ведь художник вместо монумента предлагает «нордический танец»!

Лента «Мобильник», длинной лишь 10 минут, по сюжету пересекается с фильмом  Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» и, честно говоря, цепляет только съемкой. Не трогает даже идея о том, что родственникам сложно встретиться в одной стране из-за отсутствия денег для расплаты с контрабандистами-перевозчиками.

Последний из 4-х фильмов, но лучший короткий метр, как по мне,  — «Соседи». Он повествует о пожилой женщине. После смерти старушки выясняется, что у нее не было ни друзей, ни родственников, и единственными людьми, которые могут о ней рассказать — соседи, продавец и дантист. Чем же запомнился человек, которого никто хорошо не знал? Что о ней помнят ее соседи? Меня фильм поразил не только хорошими кадрами и логично выстроенным сюжетом, но и заставил задуматься: «А какой след в памяти окружающих меня людей остался бы после моей смерти?».

 

Читайте также