На пятницу 13-го в Музыкальном театре Карелии самая мистическая опера

2

В пятницу, 13 октября – все самое мистическое произойдет в Музыкальном театре – на сцене в этот вечер – самая таинственная опера – «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

Пушкинская повесть, захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, легла в основу оперы. А Пушкин, как известно, опирался на реальные события — историю Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью — занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.

1

 

Рассказывают, что эта мистическая история про три карты — тройку семерку и туз — каким-то образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера».

3

Сама опера состоит из 3 действий, 7 картин, а название — «Пиковая дама». Ничего не напоминает? Число «три» везде: те самые три карты, на сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыке всего произведения — три темы – рока, любви и трех карт.

5

Чайковский не сразу согласился работать над этой оперой, некоторые биографы считают, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил активные правки в сюжет.

В пятницу, 13-о ждем вас на «Пиковой даме», где тайна трех карт держит в напряжении до самого конца, трагедия и смерть Лизы отзывается глубоко в душе, фантастический Петербург окутывает тайной: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете, о жизни во всей её могучей красоте… Фантастические образы, творящие здесь, принимают неизбежно облик призраков жутко реальных, а образы реальные искажаются до бредовых… Чайковский – музыкант-поэт этого города, с ярчайшей силой воображения воплотивший ужас причудливости Петербурга… Не удивительно, что сюжет “Пиковой дамы” должен был вызвать в воображении композитора буйный приток звуковых образов и ритмов, окутанных в гармонии и колорит совершенно специфические. Сцена в спальне Графини, сцена в казарме, сцена у Зимней канавки – всё это Петербург с его гипнозом иррационального, с его ворожбой и заклятиями». (Б.Асафьев. «О музыке Чайковского»).

 

Читайте также