«Викинг», режиссер Андрей Кравчук

Думаю, что за продолжительные новогодние праздники эпохальный фильм «Викинг», выпущенный аккурат под конец года российского кино, посмотрели все желающие. На сегодняшний момент он бьет все мыслимые и немыслимые кассовые сборы. Но это и неудивительно. Пиар-компания фонда кино и генерального продюсера Первого канала для картины Кравчука была настолько масштабной, что по ощущениям ее эхо добралось до самых отдаленных местностей нашей необъятной Родины. В некоторых регионах кроме «Викинга» вообще решили ничего не показывать. Понятно, что бюджет проекта в 1 миллиард 250 миллионов рублей надо как-то отбивать, но этот безудержный рекламный разгул сильно напрягает.

XW3aZAl0G8Y

Наснимали нам историю про князя Владимира Святославовича, он же Владимир Креститель, Великий, Святой. Жил наш герой в середине X века – время становления государства Российского. Много воды с тех пор утекло, события стали былинами и мифами. Создатели фильма опирались на «Повесть временных лет». В ней отражены события междоусобной борьбы трех княжеских братьев: старшего Ярополка, среднего Олега и младшего Владимира. Все они являются сыновьями легендарного Святослава Игоревича. Под натиском Ярополка первым голову сложил Олег: упал в ров, где был придавлен трупами и лошадьми. Узнав о гибели своего брата, младший уходит к варягам, оставляя Ярополка единолично править Русью. Возвращается Владимир с наемниками. Овладевает Полоцком и дочерью местного правителя – Рогнедой. Затем было убийство старшего брата, захват Киева, греческого Корсуня, принятие православия. Все эти вещи мы мало-мальски помним со школы. Что же нам показали в фильме?

alY3pE8gOSo

В «Викинге» Владимира играет Данила Козловский, именно он заменил Сергея Безрукова на поприще вездесущего актера. Главный герой вышел самой настоящей безвольной тряпкой, а не князем. Не может правитель, подобие которого нам показали в фильме, быть сильной, мудрой, жестокой, объединяющей силой, вокруг которой собирается верная ему дружина, а, значит, лучшие воины своего времени. Вместо этого наш Владимир обжирается заморских мухоморов, блюет, а затем босой засыпает на морозной улице только что захваченного города. Понятно, что режиссер старался показать нам путь развития героя, но вышло, мягко говоря, неубедительно, за исключением последней сцены раскаяния, где ты видишь живые эмоции. Логически объяснить поступки и решения основных персонажей фильма проблематично. К примеру, варяги, они же наемники, сидят в осажденном Киеве вместе с Владимиром и отказываются участвовать в обороне города, так как денег им давно не платили. Их почему-то не волнует тот момент, что если люди князя падут, то их тоже могут убить как сообщников врага. Сам же Киев (Мать городов русских) в «Викинге» представляет собой несколько деревянных помещений, чем-то напоминающих сараи.

PSwE1fE-r4Y

Визуальная часть все-таки иногда радует. Это признали практически все. Форме повествования отдали большее предпочтение, нежели содержанию и внятному и продуманному сюжету. Если зритель не помнит или никогда не обращался за информацией по данному историческому периоду, то понять, что происходит на экране в ряде моментов будет просто невозможно. Баталии выстроены эпично и с размахом, амбициозность зашкаливает. Если в бой, то на ладье мчим с горы, если надобно избавиться от осады, то швыряем горящие колеса со стен осажденной крепости, попутно поджигая себя – смекалка сородичей не знала границ. Мы всеми силами стараемся перещеголять западные произведения, но вместо новаторства приходим к вторичности. Спасибо, что хоть сериал «Викинги» есть, без него, может быть, и не справились. Закадровый голос Свенельда, в исполнении Максима Суханова, внесен в фильм как раз по причине рыхлости сценария, других объяснений я не нашел.

Wll1jowwKF0

Фильм заявлялся, как сугубо исторический, над его созданием работали семь лет. Придирки к изложению столь неоднозначного исторического отрезка нашего с вами прошлого были бы в любом случае. Я могу понять, когда создатели киноленты отходят от первоисточника ради художественной выразительности. Но здесь мы видим постоянную грязь, кровь и какую-то особенную, нарочитую тупость. Язычество специально показано мерзким и отталкивающем, спасение от которого возможно лишь в христианстве. Поэтому все так радостно в конце фильма бегут в Днепр, ибо пришла в дом религия по душе, отвечающая идеологическим запросам современной России.

Зритель скучает по качественному и масштабному кинематографу. Снимаются подобные фильмы ведь сейчас на наши с вами деньги, поэтому ожидания завышены вдвойне. На этой надежде Кравчук и компания умело паразитируют. Фильм окупился, ждите продолжение эпопей общегосударственного, но не народного пошива. Тебе нужно увидеть, чтобы разуверить.

P.S. Экспертное мнение анонимного критика с просторов рунета:

09